Виды плетения цепочек из золота

«Цепное» искусство: от средневековой Венеции до современности

Мировыми центрами производства ювелирных цепочек были итальянские провинции Венеция и Тоскана, которые до сегодня являются лидерами в этой сфере. Первые украшения венецианских мастеров датируются 1000 годом: это были золотые цепи для женщин. Тотальная мода на цепи началась в 16 веке, популярными стали крупные звенья, также было принято носить несколько цепочек сразу. В 17 веке в Испании и Италии цепи стали излюбленным украшением и для мужчин. А следующий 18 век ознаменовался кульминацией этого средневекового «тренда»: стали изготавливаться ювелирные цепочки для часов, делали золотые плетенные украшения для волос и пуговицы из цепей, декорировали их камнями, подвесками и всячески фантазировали в их дизайне. Основной для всего изобилия форм стали знакомые нам и сегодня вязки: якорная, панцирная, «лисий хвост» и др. С годами ассортимент моделей всё больше и больше расширялся, и к 20 столетию появляется массовое производство на цепевязальных станках.

Виды плетения цепочек из золота

Современное разнообразие дизайна позволяет покупателю найти идеальный для себя вариант и по стоимости, и по оформлению, и по виду плетения - методу соединения звеньев. От последнего зависит не только внешний вид изделия, но и его долговечность, удобство и цена. Среди многочисленных методов плетения есть ряд традиционных способов, которые можно отнести к «классике жанра». Наиболее популярными из них являются следующие:

  • Якорное – представляет собой круглые звенья, перпендикулярно соединенные между собой. Эта «корабельная вязь» стоит у истоков ювелирного ремесла и считается одной из самых древних: ее технология простота и гарантирует высокую прочность. В традиционном варианте вязи все звенья имеют овальную форму, отполированы и соединены поочередно: четные – в одной плоскости, нечетные – в противоположной. Благодаря отсутствию сложных переплетений такое изделие не требует особого ухода, легко моется и ремонтируется. Имеет множество разновидностей: двойное якорное, «венецианка», ролло и т.д.
  • Панцирное – в отличие от якорного, звенья в этой вязи находятся не перпендикулярных плоскостях, а в одной. Поэтому такая цепочка как бы «лежит», следуя изгибам тела. В классическом варианте звенья изготавливаются в форме изогнутого овала и шлифуются со всех сторон. Очень стильными получаются вариации панцирного типа: сингапурское плетение, «глаз пантеры», вязь «лав» со звеньями в виде сердец.
  • Шнур (жгут) – особо востребованная сегодня модель, представляет собой уплотненную схему цепи. Выглядит как плотный золотой шнурок и чаще носится с подвесом: кулон скользит и не цепляется за звенья.
  • Бисмарк – одно из наиболее сложных и трудоёмких плетений. Ещё его называют Кардинал или Кайзер. Необычный узор представляет собой вязь сложных составных звеньев, соединенных в массивную спиралевидную цепочку. Бисмарк считается одним наиболее прочных и долговечных плетений.
  • Нонна – двойное либо тройное плетение звеньев вытянутой формы. Оно похоже на панцирное – звенья здесь тоже лежат в одной плоскости. Отличается схемой с двойными звеньями, что придает цепи особую прочность. Достаточно массивное, но в то же время изящное благодаря тонким контурам плетение позволяет носить подобный аксессуар как самостоятельное украшение – дополнительный декор здесь даже и не нужен.
Новые решения и дизайнерские нюансы

Сегодня женские и мужские золотые ювелирные изделия стали оформляться ещё более разнообразно и интересно.
Популярными стали так называемые «пустотелые» цепочки. Вес пустотелой модели будет на 50% меньше
полновесной такого же диаметра. И выглядеть они будут идентично! А цена ее, соответственно, будет на порядок ниже. Но их изготовление – гораздо более трудоемкий процесс и осуществляется далеко не на всех ювелирных производствах. Ещё один минус – они намного сложнее поддаются реставрации и ремонту в отличии от классических полновесных украшений. Цепочки чаще всего изготавливаются из платины, серебра, золота разных оттенков (красного, жёлтого, белого) с полной гаммой драгоценных камней. Популярны сегодня украшения из комбинации сплавов разных оттенков. Обработка поверхности также разнообразна: родирование, «алмазная грань» («алмазка»), пескоструйная обработка, литые вставки с камнями или эмалью.

Товары, которые упоминались в статье